Египет, почему
Jul. 4th, 2013 03:23 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Интересная статья на CNN. Халед Фами, глава факультета истории в Американском университете в Каире, рассказывает, почему он считает Мурси нелегитимным. Ситуация интересна тем, что автор долго, вопреки очевидности, упорно верил в демократический выбор народа, и что всё утрясётся. Статья на английском, написана красиво, но длинно. Я сделал выжимку, со своими замечаниями.
- Мурси победил с 51.7% голосов. Оппонентом был генерал Ахмед Тафик — креатура свергнутого Мубарака (речь о втором туре). Человек не очень непопулярный. Мурси должен был победить с разгромным счётом. На этом фоне любой новый человек, не принадлежащий к старой власти, должен был бы. При этом Мурси набрал всего 51.7%, что многое говорит об отношении к нему (за него проголосовало 13 миллионов *, население Египта — 82, с правом голоса около 50, т.е. за него проголосовало ~26% от всех избирателей). Но Халед считал Мурси своим президентом.
- Чуть больше половины голосов, да ещё с таким «конкурентом» означает, что многие его не поддерживают и единства в обществе нет. Об этом же говорит и число проголосовавших (см. выше). В этой ситуации новому руководителю правильно было бы придерживаться политики объединения — показывать, что он готов учитывать интересы всех. (Лично я думаю, что и при любом другом соотношении голосов президенту следует поступать именно так. А заявление, что мол за меня проголосовало больше половины, остальные же идут лесом — визитная карточка клинической некомпетентности и тупого жлобства. Но не будем о нашем болоте, и об Эрдогане не будем). Но Халед всё ещё считал Мурси своим президентом.
- Мурси наплевал на изрядную часть народа — миллионов на сорок человек, а то и на семьдесят — и начал, выкручивая руки, продвигать интересы только своей исламистской группы. На все места назначать своих братьев-мусульман, а всех несогласных называть лузерами
и бандерлогами. И при каждом удобном случае спесиво кричать, что протестующих меньшинство, а за ним народ. Разумеется, не забывая добавить модные слова про демократию, понимаемую им (да и не только им) как власть большей банды и её право уничтожать остальных. Знакомо, да? Но Халед всё ещё считал Мурси своим президентом. - Стало понятно, что с таким админресурсом и с такой вольной трактовкой демократии, результат следующих выборов вполне предсказуем (Мубарак много лет избирался «демократически» с 90% голосов за него). Но Халед всё ещё считал Мурси своим президентом.
- У народа стал возникать вопрос, кому на самом деле лоялен Мурси — Египту, или международным «Братьям-мусульманам»? На этот вопрос Мурси ответил вполне однозначно, назвав последних своей семьёй. Но Халед всё ещё считал Мурси своим президентом.
- Оппозицию начали давить всеми силами, как при любой нормальной диктатуре. Но Халед всё ещё считал Мурси своим президентом.
- Мурси начал переписывать под себя Конституцию и поставил себя над законом. Но Халед всё ещё считал Мурси своим президентом.
Последней же каплей оказалось не то, что Мурси сделал, а что, что не сделал: реформы полиции и армии. Эти институции ещё со старых времён неподконтрольны никому и творят, что хотят, не отчитываясь ни перед кем — даже о бюджете.
Чуть подробнее, почему в Египте нужна реформа полиции, и почему это не либерастическая болтовня. 24 апреля 2013 года полиция забрала в участок Ваеля — брата водителя Халеда. Забрала за мелкое хулиганство, вместе с его 14-летним братом, страдающим от эпилепсии. В участке Ваель начал протестовать против того, как полицейский обращаются с его больным братом. Тогда они взяли Ваеля и били его головой об стену, пока он не умер. После они вывесили его труп на верёвке из окна его камеры и позвали его мать, чтобы та посмотрела. Ваелю было 19 лет.
Любой режим, который оставит такую полицию и армию, не может быть легитимным по определению. Это не демократия, а диктатура, которая не в первый раз в истории приходит к власти демократическим путём. И, конечно же, диктатуре именно такие силовики нужны — почему, объяснять не нужно. Мурси не стал действительно новым президентом. Он всего-лишь сел на ещё не успевшее остыть место Мубарака, и стал действовать схожим образом.
Мурси оказался меж многих огней — им были недовольны и секулярные круги, и радикалы. Тот путь, который он выбрал, по разным причинам вызвал недовольство у многих, включая часть его бывших сторонников. И они снова вышли на улицы.
«Мы не устраивали революции и не рисковали своими жизнями лишь для того, чтобы сменить игроков. Мы хотели изменить правила игры. Это тот мандат, который мы вручили Морси. Он не справился с этой важнейшей задачей, поэтому мы больше не считаем его своим легитимным лидером. Он нарушил соглашение. И наша революция продолжается».
Хочу добавить от себя, что Мурси насаждал свою политику так рьяно, будто боялся, что на самом деле его поддерживает гораздо меньше народу, чем он заявлял. Не пушируй он так все эти реформы, растяни их лет на десять — глядишь, египтяне без шума и пыли через какое-то время обнаружили бы себя в аналоге Саудовской Аравии. Но возможно у Мурси не было выбора, «братья» ему не оставили.
Судя по числу изнасилований революционерами в процессе протестов, сделать реформу полиции им будет нелегко. Средний египтянен, дорвавшись до власти, быстро становится именно таким, как описано выше. Но я думаю, именно поэтому и необходимо менять систему. Любой диктатор, любая «вертикаль власти» отучивает людей от ответственности и, таким образом, делает государство нестабильным перед лицом любых изменений — хотя на фоне бардака на какое-то время возникает иллюзия, что только железный порядок и способен всех спасти. Но этот бардак и есть следствие краха предыдущего «железного порядка», он никогда не длится вечно. За хаос и повальную некомпетентность отвечает и тот, кто не давал людям развиваться. Из любых побуждений. Единственный способ хоть как-то что-то постепенно улучшить — медленно и тщательно делать такую систему, где будет учитываться мнение всех групп, и в которой у людей будет воспитываться ответственность не только перед кланом или партией, но и перед всей страной. Патетично, ага. Но предложите другой вариант.
Совершенно не факт, что выиграй другой кандидат, он сделал бы лучше. Совершенно не факт, что в Египте всё получится и со второй попытки. Армия никуда не ушла, и будет яростно сопротивляться любым попыткам установить над ней контроль. А революционерам очень нравится революционировать, и их не так просто остановить, даже когда они уже откровенно вредят. Но шанс всегда есть.
++ Важное добавление: Египет не Россия, и у нас не та же ситуация. Все параллели условны. Там нет нефти, здесь есть. Там масса молодёжи, у нас — стариков. И, как бы мы ни жаловались на свою жизнь, в Египте народ в массе всё-таки куда беднее.
содержание • вся фототематика • только фотографии • мысли • новости • обзоры • интересное • alex-krylov.ru
арабская весна • египет • мурси • переворот • политика • политота • революция