Наконец дочитал „The Long Earth“ Пратчетта и Бакстера.
Ну что сказать. Добротная SciFi. Именно Sci и именно Fi: как положено, делается некое предположение (параллельные миры, между ними можно перемещаться, железо в несвязанном виде не проникает), из него вырастает цельная и (относительно) непротиворечивая модель мира. В этом мире, с учётом новых правил игры, люди живут и взаимодействуют. Собственно, эта человечески-социальная часть и есть важнейший компонент, без которого произведение превратится в разной степени унылости выдумки на тему бластеров, космолётов и глайдеров. Одна из главных целей научной фантастики — именно исследование влияния новых открытий и технологий на общество. Морально-этические, отношенческие вопросы. Подготовка к возможному будущему.
„The Long Earth“ вполне соответствует этим критериям. Последствия открытия таких параллельных Земель частью очевидны: исчезновение демографического давления, как явления; дикий расколбас всей привычной экономической и монетарной системы. Фактически, новый Дикий Запад с колонистами — только без индейцев. Хотя почему без — есть и их аналог, только люди не сразу о них узнают. А вот что не совсем очевидно: мы никогда не сталкивались с действительно бесконечностью ресурсов и слабо себе представляем, как в этом случае быть. Люди, куда бы ни приходили, в итоге загаживали/осваивали/застраивали эту местность/регион/материк, и снова упирались в предел. Предел качества земледелия традиционными способами, предел эффективности существующих производств. После чего вынуждены были совершенствоваться. Строить промышленность, придумывать всякие сельскохозяйственные хитрости. Здесь же… Как говорил Эйнштейн, «никто не чешется, если не зудит». Зачем промышленность в мирах, где полно свежих вкусных рябчиков и ананасов? Ну разве что для шампанского — но это относительно простая технология. Небоскрёбы? Помилуйте, земельный вопрос никого больше не волнует. Ты можешь построить не просто одноэтажный дом для каждой семьи — ты можешь построить одноэтажный дом каждой семье на отдельной и только им отданной планете! Автомобили и самолёты? А зачем, в самом деле? Если убежать от дождя, так можно и в параллельный мир. Если за едой — то же самое. Пахать? Проще найти место с плодородной почвой, и эксплуатировать его, пока не выдохнется. А потом перейти в другой мир — как в «безумном чаепитии» Алисы у Кэррола. Ну разве что медицина имеет шанс уцелеть, люди всё-таки привыкли хорошо лечиться. В остальном же Сад Эдема откидывает Человечество назад, в первобытное состояние. Причём без шансов и мотивации куда-то расти.
Ещё одна тема для новой войны: а что, если только часть человечества может перемещаться между мирами? Часть же прикована к Первоначальной Земле навсегда. Сколько пройдёт времени до бунта и попыток объявить тех, кто может путешествовать, «нечистыми» и начать их изгонять? Чем-то похоже на «Волны гасят ветер» Стругацких — с поправкой на то, что там особыми талантами оказалось наделено меньшинство, и моральный уровень общества был несравненно выше. Поэтому и разбирались не по пацански, а относительно по уму. Но в реальном неутопичном мире всё будет куда как злее.
А вот ещё штука: эволюция повторяется бесконечно на всех планетах, хотя разумной жизни на них, кроме как на Первоначальной Земле, не встречено. Не встречено? А может просто мало искали? Или искали не то, упёршись в привычное и человеческое? Я не говорю о «Солярисе»: не факт, что мы легко примем даже менее драматично отличающуюся от нас модель сознания.
В общем, качественный роман. Будит, требует думать.
У меня только один вопрос: а где там Терри Пратчетт? Кроме пары фраз вроде «весь мир будет твоим моллюском», я его там вообще не увидел.
++ UPD 17/12/12. Похоже, они будут писать трилогию.