Даже если выслужившегося ротмистра ставят управлять странрой, он ведь всё равно остаётся ротмистром… По менталитету, по местечковости, по горизонту прогнозирования, по несистемности.
А что речи хорошие — так он же не сам их пишет. Сам он их с трудом читает, а в ухе микрофон, по которому им дирижируют.
Но со стороны кажется, что он велик, куда нам до него. Нечего рыпаться, если ты такой умный, почему ты не у власти, и вообще вам легко тут на кухне обсуждать действия власти, а там между прочим не дураки сидят, попробовали бы вы на их месте и т. д., и т. п.
Однако, окажись вы на его месте, в большинстве случаев то же самое и было бы. И уже у вас отрос бы нимб, и ваши портреты вешали бы на стену, подхалимы писали бы про вас книги и снимали фильмы. Из которых вы бы узнавали совершенно новые вещи о своём детстве и скрытых талантах. Разумеется, нашлись бы недоброжелатели и злопыхатели, но им то легко на кухнях бухтеть, а попробовали бы они сами, они думают, что у власти дураки сидят, а это не так, тут тоже приходится мозгом думать и т. д., и т. п.
Попробовали бы они сами!
Ну например попробовали, взяли одного «кухонного». И вот уже его портеты повсюду, все цитируют его (не его) высказывания, уважительно говорят: «Да, г-н ХХХ — голова!», критика конечно есть, но ведь критиковать легче, чем делать, попробывали бы эти критиканы хоть часок порулить, как им хочется, сразу к маме бы запросились и т. д., и т. п. Ну и конечно же книги про детство ХХХ и его жизненный путь. Мемуары: «я учился с ХХХ в одной школе». А вас забыли. Портеты сняли, книги не покупают. Умным уже не считают, сидите на своей кухне и ругайте власть — на что ещё способна эта тилихенция?
А ХХХ принимает решения. Которые свора пиарщиков и анал-итиков тут же расписывает, как мудрые.
Решения направлены на то, что он умеет лучше всего — грести под себя. Если при этом страна не разваливается, это бонус. Если разваливается, виноват кризис, враги и те, кто по кухням бухтят, за решётку их. Если в стране случайно мимоходом начался рост, то грести можно больше, а попутно издать пару книжек на тему: «как я спас эту страну».
А потом наступает осень. Системный кризис, о котором ни ХХХ, ни ротмистр, ни большинство, кто может оказаться на их месте, и не подозревают в силу некомпетентности в этих вопросах. И кризис этот заканчивается удивительно однообразно, по одному из сценариев:
- переворот-переворот,
- захват дружелюбными соседями,
- трансформация формы управления в диктатуру.
Ну и что нам больше по душе?
p.s. Прочитайте замечательную книгу Чадовича и Брайдера «Евангелие от Тимофея». Совсем необязательно быть принципиально плохим челвеком, чтобы делать ужасные вещи.